Обзор Final Fantasy Type-0 HD

 

Переиздания игр с игровых систем прошлых поколений на современные — нынче зело популярное занятие, поскольку требует значительно меньше ресурсов, чем создание совершенно новой игры. Но при работе над любым переизданием определённо стоит учитывать то, для какой платформы данная игра вышла изначально, и для какой готовится быть переизданной. Если сделать ошибку в данном выборе, то переизданный проект рискует, как минимум выглядеть странно, даже если он очень хорош. Собственно, сегодня перед нами именно такой пациент — Final Fantasy Type-0 HD, игра, изначально вышедшая для портативной системы PlayStation Portable и недавно переизданная для современных домашних консолей, PlayStation 4 и Xbox One. Пожалуй, это решение было самой главной ошибкой компании Square Enix, потому что оно несколько подрезало ценность этого интересного, в общем-то, и определённо стоящего внимания проекта.

Почему подрезало? Главным образом, дело в техническом аспекте. Перед нами игра, разрабатывавшая под весьма скромный дисплей старой портативной системы, со смешным базовым разрешением в 480х272. И эту картинку растянули до современных 1920х1080. То есть, на минутку так, в четыре раза. Такое мероприятие повлекло за собой следующие проблемы, которые просто не могут не броситься в глаза: низкая детализация окружения, такая пустынность некоторых локаций, что хочется запустить по ним хотя бы перекати-поле, и, самое странное — сумасшедшую размытость изображения во время поворота камеры. Я не понимаю, зачем здесь применили эту фишку с размытостью, но эффект поездки на автомобиле со скоростью ~300 км/ч при повороте камеры — это дикость, по меньшей мере.

Сказывается на технических возможностях и изначально портативный формат проекта — карта мира большая, но при наземном перемещении она сегментирована. Впрочем, это хорошо обосновывается сюжетом: мир Ориенса фактически полностью захвачен враждебной героям игрока империей, поэтому прежде чем перейти в другой регион-сегмент, нужно его освободить от противника силовым методом. Или подождать, пока это случится по сюжету. Очень скромные в игре города, как правило, состоящие из одной-двух комнат, набитых десятком бесполезных неигровых персонажей. Среди которых есть один-два торговца и может быть один НИП, которому необходима помощь. Стороннее задание, если угодно. Кстати здесь тоже не всё хорошо. Задания-то вполне стандартны, из категории «пойди туда, убей того или принеси то», но проблема в другом — мы не можем иметь более одного активного задания единовременно. Это огорчает.

Собственно, на вот таких технических недостатках и основывается большинство проблем игры, потому что в остальном перед нами вполне уверенный проект. А я лично его бы назвал лучшей игрой серии из Fabula Nova Crystallis, ниже расскажу почему. Упомянутые же проблемы вызваны как ограниченностью платформы оригинала, так и, наверное, ограниченностью бюджета, выделенного на переиздание. Или элементарной ленью в стиле: «Мы им ещё вдогонку демоверсию Final Fantasy XV накинем, и бака-гайдзины однозначно схавают, ведь иной возможности поиграть в игру легально у них нет, «бугагашеньки», что, скорее всего. Несомненно, такое некрасивое отношение и явная жажда продать халтурненький порт подороже — вызывают откровенно негативные эмоции. Но абстрагировавших от них, хочется ещё раз сказать, что Final Fantasy Type-0 — стоящая внимания игра. Пусть и не за свои 2999 рублей, которые просит издатель. Рекомендую дождаться скидки в 50-65%, тогда соотношение цены и качества будет более уравновешено.

А история этой игры рассказывает нам о погрязшем в войне континенте Ориенс, где воинственная империя Милитеси решает прибрать всю власть к своим рукам, постепенно покоряя всё, на своём пути. Но вторгшись в королевство Рубрум, механизированные и при помощи хитрых устройств блокирующие применение противником магии воины империи терпят крах. Внезапно на поле боя появляются странные кадеты военной академии, которым попросту плевать на какие-либо подавляющие магию устройства. Это так называемый «Нулевой класс» или «Красные дьяволы». Этому прозвищу они обязаны красного цвета накидкам, являющимся частью их школьной униформы. Кадеты этого класса — легенда академии, они нелюдимые и замкнутые, в основном общаются только со своими одноклассниками, которых воспринимают, как свою семью. Это вполне объяснимо — все они, кадеты нулевого класса, сироты. Вернее не так, они считают своей матерью местного гения, учёную по имени Аресия, собственно так к ней и обращаясь — «матушка». А теперь давайте познакомимся с кадетами поближе:

Эйс — светловолосый парень, который в бою полагается на колоду карт. Обычно взвешенный и спокойный, время от времени он способен вспылить и отчебучить нечто совершенно неожиданное. В основном, в боевых условиях и толкаемый злобой. Либо жаждой мести. Боевой стиль в основном дистанционный, также может поддерживать соратников при помощи целебных карт.
Дьюс — флейтистка нулевого класса, очень милая и спокойная особа, которая не перестаёт полагаться на силу музыки даже в сражениях. Она самая молодая из всех учеников класса, обычно ведёт себя очень скромно, но временами проявляет просто невероятное упрямство. Боевой стиль девушки позволяет ей, как наносить урон врагам, так и поддерживать музыкой товарищей.
Трей — лучник нулевого класса, очень гордится своими благородными манерами и широкими познаниями в большинстве научных областей. В результате чего может быть очень разговорчивым, чем нередко действует на нервы своим одноклассникам. Этакий местный рупор знаний. Его конёк — дистанционный бой.
Катер — вооружённая волшебным пистолетом девушка с красными, цвета закатного солнца, волосами. Она уверенная в себе и до неприличия прямолинейная, в результате чего не останавливается перед препятствиями, а пытается любой ценой их преодолеть.
Синку — рыжеволосая девушка, вооружённая огромной и тяжёлой булавой. Несмотря на грозный вид, она создаёт впечатление очень наивной и невинной девушки. Местами проявляет невероятную глупость и странную манеру общения. Но при этом, в критических ситуациях, способна выдать нечто умное и попросту непредсказуемое.
Сайс — девушка-сорванец с серебряными волосами, вооружённая косой. Несмотря на смелость и некоторую агрессивность, у нее очень хорошее чувство справедливости и практичность, благодаря чему Сайс не делает того, что считает лишним. От остальных кадетов её отличает ещё довольно грубая манера речи.
Севен — ещё одна девушка с серебряными волосами, внешне очень похожая на внебрачную сестру Лайтнинг из Final Fantasy XIII. Она сражается при помощи хлыста. Будучи самой старшей среди своих одноклассников, она выделяет среди них своей добротой и желанием помогать окружающим. Вследствие чего, Севен невероятно популярна среди младшеклассников, которые то и дело обращаются к ней за помощью.
Эйт — всегда спокойный и серьёзный парень с красными короткими волосами. Он является мастером боевых искусств и сражается без использования оружия, то есть, полагаясь на собственные кулаки. Оружие он не любит, считая, что с его помощью слишком легко отбирать жизнь врага. Это бесчестно.
Найн — вооружённый копьём блондин, очень вспыльчивый и прямолинейный. Общается как типичный якудза из фильмов и игр. То есть грубо, с вызовом. А ещё он довольно глуп, но при этом очень заботится о своих товарищах, да и по натуре весьма добрый. Во всяком случае, когда происходящие события не слишком сложны для его мозга.
Джек (Валет) — светловолосый парень, вооружённый катаной. Всегда неунывающий и обожающий подшутить над товарищами. К жизни относится довольно просто и, скажем так, самым удобным образом — нет смысла унывать, даже когда всё совсем плохо, ведь этим ничего не добиться. То и дело пытается обратить внимание своих друзей на позитивные стороны происходящего.
Куин — темноволосая девушка в очках, вооружённая мечом. Что забавно, имея в руках вполне себе нелёгкий длинный меч, она всё равно становится в классическую фехтовальную стойку — с неудобным удержанием второй руки над головой. Её острый ум и лидерские способности полностью соответствуют имени. Девушку часто принимают за старосту класса.
Кинг — светловолосый парень, вооружённый двумя пистолетами или револьверами. Очень спокойный, всегда полон здравого смысла и уверенности в завтрашнем дне. Редко позволяет себе и другим совершать необдуманные поступки.
Макина Кунагири — темноволосый парень, вооружённый двумя рапирами. Он был переведён в нулевой класс вместе со своей подругой детства, Рэм. Несмотря на внешнюю уверенность, Макина постоянно живёт в страхе войны и убеждает себя в собственной слабости, из-за которой однажды не сможет защитить Рэм. Он младший брат Изаны, паренька из первых сюжетных роликов.
Рэм Токимия — миловидная брюнетка, вооружённая двумя кинжалами, очень быстрая и довольно уверенная в себе. Была переведена в нулевой класс вместе с Макиной. Отличается честностью и невероятным талантом к магии. К сожалению, Рэм страдает от какой-то непонятной болезни, которую не могут исцелить даже лучшие умы современного мира. Что правда, этот факт она держит втайне от Макины и одноклассников.

 


Нулевой класс в полном начальном составе, без Рэм и Макины

Как видим, двенадцать из четырнадцати игровых персонажей, те самые, из которых был создан оригинальный нулевой класс, названы в честь колоды игральных карт. Это неспроста, на самом деле. Все они — лишь карты в руках игроков, они пешки на шахматной доске, которых используют тогда, когда нужно. Всё, что они знают об этом мире, всё, что они умеют — это война и сражения. Вокруг этих детей и крутится основная история игры, показывая нам не только ужасы войны, но и то, какими могут вырасти дети в подобных условиях. Кадеты военной академии идут в бой без особого страха и лишних мыслей. Кому-то это может показаться странным, но на самом деле, ничего странного здесь нет. И тому два объяснения. Во-первых, они выросли и воспитаны в атмосфере войны. Для них война, сражения, убийства и смерти — так же естественны, как для нас поход за хлебом в магазин. Во-вторых, в мире Final Fantasy Type-0 кристаллы отбирают память о погибших у тех, кто остался жив. Нет, совсем о факте существования и гибели друзей никто не забывает, но стираются из памяти все дружеские узы, все чувства и память о внешности. То есть, человек помнит имя погибшего друга и не более того. Впрочем, местами эта система может дать сбой…


Та самая «матушка», Аресия. Она очень непростой человек. Похоже, она fal’Cie, а весь нулевой класс — её добровольные l’Cie, причём даже не подозревающие этого.

 

В Final Fantasy Type-0 широко используются знакомые многим поклонникам серии термины l’Сie и fal’Cie. Но кто это такие, не до конца знают даже те, кто прошёл все «тринадцатые» Final Fantasy. Поэтому стоит эти термины немного прояснить:L’Cie — это преимущественно люди, наделённые сверхъестественными способностями и определённой Целью. Да, именно Целью, с большой буквы. Будет не ошибкой сказать, что эта Цель — смысл их дальнейшего существования. Все l’Cie помечены особыми знаками — метками божеств или саммонов/эйдолонов, которые и превратили людей (иногда и не совсем людей) в своих марионеток, этих самых l’Cie. Впрочем, несмотря на метку и Цель, l’Cie не лишены собственной воли, то есть в определённых ситуациях, они способны действовать из собственных побуждений, в том числе даже против воли своего хозяина — божества, кристалла. В случае если l’Cie не могут достичь своей Цели, или же оказываются ментально нестабильными, они превращаются в Cie’th — кровожадных монстров, полных жажды убийства и злобы.

Впервые, l’Cie были представлены в Final Fantasy XIII, а затем разбрелись по всем играм серии, относящимся к миру Fabula Nova Crystallis: Final Fantasy. Вместе с ними были представлены другие существа со схожим названием — fal’Cie. Это сверхъестественные и фактически бессмертные существа, по своим возможностям близкие к тем, кого принято называть божествами. Они создают континенты, места для жизни людей, облагораживают и оберегают их. В разных играх Fabula Nova Crystallis, fal’Cie изображаются по-разному — в Final Fantasy XIII и последующих играх перед нами часто были механические создания, питаемые силой кристаллов. По возвращению на Пульс, мы могли встретить животных и гуманоидных fal’Cie. В Final Fantasy Type-0 перед нами также несколько разных видов fal’Cie: это похожие на людей существа, независимые кристаллы или же массивные сооружения, фактически лишённые собственной воли. Как правило, здесь fal’Cie не более чем слуги высших богов, которые выбирают себе слуг — l’Cie, — а затем транспортируют их к хозяину для установления метки.

 

В плане игрового процесса перед нами экшен-RPG от третьего лица, с большим миром для исследования, различными пещерами и секретными локациями — например, древний корабль, который на миг вносит в Final Fantasy Type-0 атмосферу Star Ocean. Для управления нам доступны все четырнадцать персонажей, но реально управляем мы только тремя. Остальные находятся в резерве и готовы вступить в бой, если кто-то из участников начальной боевой команды погибает. А ещё можно отправляться на задания в одиночку, держа в резерве оставшихся 13 бойцов. Во время исследования глобальной карты, сражения с противниками происходят на выделенных экранах, а вот при выполнении задания, враги появляются на локации в реальном времени. Независимо от стиля сражения управляемого персонажа, будь он дистанционный или ближний, основное управление всеми героями идентично: атака, первый специальный приём, второй специальный приём, защитный приём, перекат. Это основные команды, привязанные к лицевым кнопкам. На места специальных приёмов можно назначить применение заклинаний или навыков, а на место защитного приёма, например, исцеление, или установку призрачной стены, блокирующей урон.

Особенностью боёвки данной игры является система «подходящего момента», если можно так выразиться. Во время различных действий, противники на какой-то миг становятся уязвимы, что отображается специальным индикатором — на них появляется оранжевый или красный круг. Если в этот момент нанести удар, то враг либо получит сокрушительный урон, либо сразу уляжется вверх лапками. Но это не единственный способ достижения победы над врагом, хоть он и самый простой в большинстве случаев. У каждого из персонажей есть немало уникальных навыков, которые прокачиваются по мере повышения уровня и получения специальных очков умений, то бишь АР. Существенный недостаток боевой системы Type-0 кроется в искусственном интеллекте соратников — они тупы и настроены на примерно один тип поведения: безудержную агрессию, с предварительно отключённым инстинктом самосохранения. Поэтому стоит сосредоточить прокачку на одном персонаже, который нравится больше всего, и для него подобрать двух напарников, прокачке которых тоже уделить немного времени. Заниматься всем классом определённо не стоит. Высокий уровень тупость не исправляет.

 

Во время сражений с противниками, помимо ценного опыта и материалов, в основном хороших для продажи, мы будем получать также очень полезный ресурс — фантому. Это фактически душа противника. У различных врагов разная фантома, и чем выше уровень противника, тем ценнее его душа. Чтобы получить фантому, надо навести прицел на павшего врага (потянуть аналог вверх), подождать секунду, пока персонаж будет готов потянуть за невидимую нить, и нажать «квадрат» для извлечения души противника. Но зачем нужна фантома? А для прокачки заклинаний. Эта функция будет доступна не сразу, но очень скоро, уже во второй главе игры. Войдя в специальную комнату, Кристариум, или связавшись с ней через кристалл — в котором сохраняем прогресс, настраиваем экипировку и так далее — мы можем тратить накопленную фантому на усиление различных заклинаний. Новая волшба становится доступна с прогрессом в сюжете и после достижения определённых условий. Например, убийство нужного количества врагов при помощи одной магии, может открыть другую её форму.

В дополнение к специальным навыкам персонажей и колдовским приёмам, в игре есть ещё такая классическая для серии Final Fantasy штука, как эйдолоны, в разных частях называемые по-разному. Это призываемые персонажами сверхсильные чудища, способные люто разносить всех, кто становится у них на пути. Но если в прошлых играх призыв саммона фактически ничего не стоил, то в Type-0 призывающий жертвует собой до конца задания. Зато вовремя совершённый призыв эйдолона может превратить безнадёжную схватку в феерическую победу. Кроме того, именно в этой игре мы можем полноценно управлять всеми призванными эйдолонами, будь то Ифрит, Шива, Бахамут, Один или кто-то другой. По сюжету нам становятся доступны Ифрит, Шива и Голем, остальных же эйдолонов придётся получать, выполняя особые условия. Это может быть прохождение какого-то задания на определённом уровне сложности, или выполнение какого-то конкретного специального испытания (Special Order). Эйдолоны здесь прокачиваются отдельно от своих хозяев, повышая уровень, получая АР, за которые можно развить им дополнительные навыки, или повысить характеристики.

В дополнение к сражениям в основном стиле — экшене от третьего лица, в Final Fantasy Type-0 нам придётся также участвовать в стратегических сражениях на карте мира, где мы будем захватывать крепости и проникать в города, с целью устранить командующих офицеров. Выглядит это примерно так: наши солдаты уверенно маршируют к удерживаемым противником позициям, а наша задача — оказывать им посильную поддержку, разбираясь с разными врагами, которые стройными рядами маршируют в сторону наших войск или контролируемых опорных пунктов. Крупные города и крепости, защищённые энергетическими щитами, придётся штурмовать непосредственно отрядом нулевого класса, но прежде нужно при помощи солдат снести щит города, чтобы диверсионная группа смогла в него проникнуть. После проникновения, игра переходит в режим обычной экшен-RPG, которой в общем-то и является.

 

Портативность оригинала сказывается не только на упомянутой выше технической части игры, но и на всём её игровом процессе. Он полностью заточен под карманную игровую систему, поэтому возникает ещё больше недоумения по поводу отсутствия игры на PlayStation Vita. В академии, которая является нашим основным хабом, есть ряд комнат, которые мы можем посетить с той или иной целью. В комнате нулевого класса можно послушать лекции мугла, таким образом, повысив характеристики. На ферме чокобо можно выращивать собственных птичек, на которых потом смогут кататься наши герои. У колдунов можно получить любопытные задания и настроить появление специальных задач во время выполнения миссии — SO, или Special Orders. Это короткие испытания, за выполнение которых можно получить очень ценные предметы, в том числе уникальное оружие. Появляются они во время выполнения миссий и требуют, обычно, нанести какое-то количество ударов за отведённый промежуток времени, убить какое-то количество врагов и так далее.

Исследуя разные комнаты в академии, можно заметить персонажей с зелёными знаками восклицания над головами — этим героям есть, что рассказать игроку! Но при одном условии: придётся пожертвовать двумя часами игрового времени. Да-да, друзья, в Final Fantasy Type-0 есть ограничения во времени. Между сюжетными заданиями нам даётся какое-то количество времени, которое мы можем потратить на побочные задания, особые миссии, общение с другими героями, выращивание чокобо и другие прелести. Времени даётся довольно много, так что ограничение как таковое не ощущается в принципе. Что не может не радовать. Также в свободное время можно найти различные побочные события, состоящие из занимательных сценок между главными и второстепенными героями игры.

Все второстепенные задания, миссии и события в большинстве своём не являются обязательными, но они открывают новые подробности мира игры, отношений между героями и характеры отдельных персонажей. Кроме того, дополнительные миссии — Expert Trials — ценны тем, что их можно многократно переигрывать, выбрав Missions в главном меню игры. Несмотря на то, что набор трофеев в этой игре очень простой и охватывает примерно 50% её наполнения, как минимум второе прохождение рекомендуется для всех, кому понравилась история и антураж игры. Именно во втором прохождении раскрывается немало дополнительных аспектов игрового мира, а также становится доступной другая концовка. Вообще, в плане сюжета и поднимаемых сценаристами вопросов, Final Fantasy Type-0 представляется мне лучшей частью серии с времён двенадцатой её части — перед нами самая жестокая и кровавая игра во всей франшизе. И первая, которая настолько остро задевает вопросы искажённого подросткового восприятия мира, разделённого на белое и чёрное.


Ключевые герои игры, Рэм и Макина. Их история завершена, но получит ли продолжение история нулевого класса? Хочется верить, что да…

 

70
Final FantasyType-0 сложно оценить однозначно, из-за того, в каком виде она впервые добралась до Запада. С одной стороны, это очень хорошая часть серии, которая определённо стоит внимания со стороны её поклонников. Кадеты нулевого класса — занимательные герои, а их нелёгкая, часто грустная и тяжёлая история увлекает с головой. С другой — это халтурный порт с портативной консоли времён PlayStation 2, который выглядит очень примитивно. Но при этом отлично играется, даже несмотря на плохой искусственный интеллект соратников, которым никак нельзя отдавать приказы или настраивать варианты поведения. Пожалуй, можно было бы простить и халтурность, если бы не завышенная цена. Последняя не влияет на выставленную оценку, но имейте в виду, что 2999 рублей — это объективно слишком высокая цена за слабо переработанную портативную игру на домашней консоли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх
Яндекс.Метрика